После того, как среда разработки Eclipse с необходимыми компонентами BIRT установлена и настроена, можно приступать к созданию проекта с отчетами. Для этого достаточно в меню File выбрать команду New | Project (или нажать Ctrl-N), а затем в открывшемся окне New Project выбрать шаблон проекта Business Intelligence and Reporting Tools | Report Project (см. рис.3.1-1)

Рис. 3.1-1 Создание нового проекта BIRT в Eclipse

На следующем экране необходимо ввести название создаваемого проекта и папку, в которой будут находиться его файлы (см. рис 3.1-2), а затем нажать на кнопку Finish.

Рис. 3.1-2 Выбор папки и названия для проекта BIRT

А после того, как проект будет создан, можно щелкнуть правой кнопкой мыши по контекстному меню для проекта в окне Navigator и в контекстном меню выбрать New | Report (см.рис 3.1-3).

Рис. 3.1.3 Создание нового отчета BIRT в проекте

Запустится мастер создания нового отчета с двумя экранами. На первом экране вам потребуется выбрать папку для размещения отчета и ввести его название (см. рис. 3.1.4).

Рис. 3.1.4 Мастер создания отчета BIRT

А на втором экране — выбрать тип отчета, то есть шаблон, на основе которого отчет будет создан (см. рис. 3.1.5)

Рис. 3.1.5 Выбор шаблона отчета BIRT

Про шаблоны отчета нужно сказать подробнее. Шаблоны определяют изначальную компоновку элементов в отчете и в некоторых ситуациях позволяют сэкономить время при создании отчета. Надо сказать, что в реальной работе шаблоны редко соответствуют тому, что требуется согласно техническому заданию, поэтому в большинстве ситуаций разработчики при создании отчета выбирают шаблон отчета Blank Report.

Но все-таки кратко скажу про каждый из типов шаблона отчета (заметим еще, что при выборе шаблона отчета в правой части экрана отображается его эскиз):

  • Blank Report (Пустой отчет) — отчет, как понятно из названия, будет создан пустым. Все элементы придется добавлять самостоятельно (что обычно и делают разработчики отчетов);

  • My First Report (Мой первый отчет) — простой ленточный отчет со списком заказчиков. Отличается тем, что для этого отчета в документации BIRT предусмотрена пошаговая инструкция по работе с ним, которую можно запустить из окна Cheat Sheets (по умолчанию это окно открывается в правой части экрана Eclipse);

  • Simple Listing (Простой список) — такой же простой ленточный отчет с единственным элементом Table;

  • Grouped Listing (Список с группировкой) — ленточный отчет с группировкой по одному или нескольким столбцам. В отчет изначально добавляется такой же единственный элемент Table (с группировкой) и заголовок отчета в виде элемента Label;

  • Dual Column Listing (Список в два столбца) — в отчет будет помещен элемент управления List с двумя столбцами и группировкой;

  • Dual Column Chart & Listing (Диаграмма и список в два столбца) — то же самое, но с добавлением в каждый столбец по диаграмме;

  • Side by Side Chart & Listing (Диаграмма и список последовательными блоками) — очень похоже на предыдущий вариант, но вместо вертикальных столбцов элемент управления List организован в горизонтальные блоки;

  • Chart & Listing (Диаграмма и список) — шаблон отчета, в котором список (в виде элемента управления Table) сформирован с группами, а для каждой группы создана диаграмма;

  • Cross Tab (Перекрестная таблица) — шаблон отчета с элементом управления Cross Tab, в которым данные (обычно агрегированные) показываются на пересечении строк и столбцов. Ближайший родственник такого представления — сводная таблица (Pivot table) в Excel. В других генераторах отчета такой объект называется матрицей, а пользователи любят в просторечии называть его шахматкой.

Надо сказать, что шаблоны, отличные от Blank Report, экономят совсем немного времени (за счет того, что элементы управления Chart, Table, List, Cross Tab уже помещены в отчет и их не нужно перетаскивать вручную), и поэтому разработчики практически их не используют. В нашем примере мы тоже будем создавать отчет с нуля средствами Blank Report.

Перейти к следующему разделу